Причины выхода из строя турбокомпрессора
1. Абразив (металлическая стружка) в моторном масле.
Поврежденный вал ротора с насечками от металлической стружки.
Рекомендации по устранению причины попадания стружки в моторное масло:
- снятие и очистка масляного поддона двигателя и маслоприемника;
- снять и проверить состояние масляного насоса, при износе заменить его на новый; даже если насос при этом создает давление, он может давать стружку;
- снять коренную и шатунную шейки, и проверить состояние коренных и шатунных вкладышей коленчатого вала, при износе заменить вкладыши и при необходимости заменить коленчатый вал на новый;
- если двигатель с цепным приводом ГРМ, снять переднюю крышку двигателя и проверить состояние цепей, шестерен привода ГРМ и успокоителей, при износе заменить на новые.
И помните, масляный фильтр очищает масло только при прогретом двигателе. На холодном двигателе, при загрязненном фильтре масло сбрасывается напрямую через клапан и не очищается фильтром.
2. Недостаточная смазка (масляное голодание).
Поврежденный вал ротора со следами наката материала бронзовой втулки гидроподшипника.
Категорически запрещается устанавливать турбину, не устранив неисправности, которые привели к поломке турбины.
Рекомендации по устранению причины недостаточной смазки турбокомпрессора:
- проверить качество масла, подходит ли оно для турбированных двигателей;
- проверить состояние маслоподающей трубки на турбину, она должна быть не перегнута и не забита коксом, при наличии любых повреждений заменить трубку на новую;
- проверить проходит ли масло через болт, который крепит трубку к двигателю, если там стоит сетка, удалить ее;
- сразу после установки турбины, измерить давление масла механическим манометром. При пониженном давлении масла проверить состояние масляного насоса, при износе заменить его, если масляный насос в порядке отремонтировать двигатель.
Давление масла измеряется на прогретом двигателе, на холостых оборотах двигателя должно составлять 1,2-1,7 bar. При повышении оборотов двигателя до 3000 об/мин должно возрастать до 3-5 bar.
3. Попадание по турбинной (горячей) части.
Разгонные лопатки турбинного колеса повреждены (порваны).
Категорически запрещается устанавливать турбину, не устранив неисправности двигателя, которые привели к поломке турбины.
Рекомендации по устранению причины попадания по турбинной части.
Поиск неисправностей нужно вести в следующем порядке:
- если во впускном коллекторе установлены вихревые заслонки, снять впускной коллектор и убедиться что заслонки на месте. При их отсутствии заменить впускной коллектор;
- снять и осмотреть выпускной коллектор. При обнаружении трещин и отколовшихся кусков металла заменить на новый;
- снять и осмотреть заслонки клапана EGR. При поломке заслонки заменить на новые;
- снять и осмотреть катализатор/сажевый фильтр. При наличии повреждений заменить на новый;
- если проверка вышеперечисленных пунктов ничего не дала, необходимо измерить компрессию во всех цилиндрах двигателя;
- снять головку блока цилиндров и произвести ее осмотр на предмет повреждений, при наличии дефектов устранить их путем замены или ремонта;
- проверить состояние поршней и поршневых колец, при наличии дефектов устранить их путем замены или ремонта;
- возможно так же повреждение турбины кусками нагара, отложившимися в двигателе, головке блока, коллекторах.
Категорически запрещается устанавливать турбину, не устранив неисправности двигателя, которые привели к поломке турбины.
4. Попадание по компрессорной (холодной) части.
Входные лопасти компрессорного колеса повреждены.
Рекомендации по устранению причины попадания по компрессорной части:
- Проверить состояние корпуса и патрубков воздушного фильтра на предмет трещин и повреждений;
- Очистить корпус воздушного фильтра от посторонних предметов, грязи, мусора.
- Проверить герметичность прилегания трубок подвода воздуха от воздушного фильтра к турбине.
- Установить новый воздушный фильтр;
Причина выхода из строя: попадание по турбинной части.
Категорически запрещается устанавливать турбину, не устранив неисправности двигателя, которые привели к поломке турбины.
5. Осевой люфт (износ упорного подшипника).
Упорный подшипник изношен в месте работы шайбы.
Осевой люфт возникает вследствие избыточного давления в выхлопной системе. Как следствие виной этого является неисправность катализатора, сажевого фильтра, т.е. их засорение.
Виной осевого люфта также может служить засорение воздушного фильтра или негерметичный интеркулер.
Рекомендации:
- проверить давление выхлопных газов, далее замена или удаление катализатора;
- проверить систему горного тормоза в системе выхлопа (касается грузовых автомобилей);
- проверить на герметичность интеркулер и патрубки;
- заменить воздушный фильтр;
6. Закоксованность (нагар).
Нагар на внутренних деталях турбины.
Закоксовка – появление избытка сажи, и продуктов горения внутри турбокомпрессора.
Происходит в следствии:
- неисправности топливной системы, появляется избыток сажи, который откладывается на внутренних частях турбины;
- плохого топлива – качество топлива не соответствует данному двигателю;
- появления охлаждающей жидкости (антифриза, тосола) в цилиндрах камеры сгорания – жидкость начинает испаряться и откладываться в виде известкового налета на всех частях горячих элементов двигателя, и турбокомпрессора;
- плохое масло – масло, не соответствующее стандартам качества и нормам вязкости производителя, и допусков двигателя. Масло начинает гореть, сворачиваться, тем самым забивая трущиеся элементы турбокомпрессора и в дальнейшем выводя его из строя;
- неправильного стиля езды – современные моторы предназначены для эксплуатации во всех диапазонах оборотов работы двигателя. Езда на низких и средних оборотах двигателя влечет к отложению сажи внутри турбокомпрессора, что вызывает закоксовку их рабочих элементов. При высоких оборотах двигателя, турбина самоочищается.
Рекомендации – не допускать работу турбокомпрессора в условиях, прописанных выше!
7. Оплавление вала.
Разгонные лопасти турбинного колеса оплавлены.
Происходит в следствии неисправности топливной системы, что вызывает сильное повышение температуры двигателя и превышает допустимые температуры турбины.
Рекомендации:
- проверить топливную систему автомобиля;
- проверить поршневую группу на предмет прогорания поршня;
- удалить катализатор или сажевый фильтр, если такой имеется.